Apsardzes Alianse

Ajax systems APSARDZES VEIKALS
Следи за нами на Facebook

Днём — ломбарды, ночью — точки скупки

Zoloto_v_lombarde-wide_video

В прошлом году правительство решило урегулировать ломбардный бизнес, приняв новые правила, которые требуют лицензию для работы ломбардов. Ее получили лишь 12 ломбардов. Остальные продолжают работать в теневой экономике. Следовательно, желание правительства урегулировать работу ломбардов привело к обратному эффекту — еще большему беспорядку.

Об этом сообщает передача TV3 Nekā Personīgā.

Передача привела в качестве примера фирму E-laiks, которая также, как и другие комиссионные магазины, не получила лицензию, а работает как ломбард. Как и в других магазинах, здесь на витрине видны заложенные мобильные телефоны, на многие из которых нет документов.

«Инспекторы ломбарды не проверяют. Боятся»

В таких нелицензированных ломбардах есть огромный риск продажи именно краденых вещей.

Центр защиты прав потребителей, который контролирует ломбарды, отказался от проверки E-lats вместе с NP. Они могут проверять только лицензированные ломбарды.

«Здесь у нас работает много инспекторов, юристов и сотрудников, которые не обучены ходить в места, где на самом деле они рискуют своей жизнью», — говорит директор PTAC Байба Витолиня.

В результате ломбарды, которые обходят закон, работают припеваючи.

Анализ латвийского ломбардного бизнеса показывает, что рынок разделен. Большинство ломбардов принадлежат русским бизнесменам. Но офшоров или выраженного иностранного капитала нет. Основные игроки — Lombards24.lv. У них в Латвии 64 филиала. Компания была создана два года назад. Ее руководители — двое молодых предпринимателей — Агрис Эвертовскис и Эдгар Билинскис. За компанией стоят инвестиционные банкиры Янис Лиелцепуре и Гирт Рунгайнис, а также компания Prudentia.

«Это не миллионный бизнес. 90% клиентов — люди, которые занимают, чтобы выжить», — говорит Эвертовскис.

Второй по величине игрок — E-lats, у которого 32 филиала. Владелец — некий Улдис Сниегс. Ломбард Moda работает только за пределами Риги, сеть состоит из 26 ломбардов. У них шесть владельцев.

В группу Ozerings объединились шесть фирм — возможно, именно из-за нового закона. Закон предусматривает, что годовая лицензия на ломбард стоит 50 тысяч латов. Объединиться и использовать одну лицензию могут хоть все 250 рижских ломбардов.

Днём — ломбард, ночью — точка скупки

В Старом городе есть один муниципальный ломбард — Rīgas pilsētas lombards. В феврале его планировали продать на аукционе за миллион латов, но покупатель не нашелся.

Проблемы на ломбардном рынке видны и на улице Бривибас у Видземского рынка. На входных дверях написано, что днем здесь ломбард, а после 20:00 название ломбарда меняется и становится точкой скупки.

Подобные места есть и на ул. Маскавас, Курземском проспекте и на ул. Барона. Пока ни один из работающих без лицензии ломбардов не был оштрафован. Штрафы — от 250 до 3000 тысяч латов. Но сначала юридически надо доказать, что «комиссионки» по скупке ценностей и вещей являются теми же ломбардами.

«На данный момент мы не можем ответить на вопрос — можно это доказать или нет, так как ни по одному делу, насколько мне известно, суда не было», — говорит Байба Витолиня.

Владельцы легальных ломбардов считают, что PTAC должен работать более активно.

PTAC считает, что рейды в нелегальных ломбардах должна проводить полиция.

«Если сейчас начнут играть в пинг-понг, сфера ломбардов не будет организована», — говорит исполнительный директор Ассоциации ломбардов Астрида Бабане.

«Сейчас мы обсуждаем вопрос о том, необходимо ли менять и принимать акты, чтобы обеспечить возможность накладывать штрафы. Я сейчас такой необходимости не вижу, так как, по-моему, неправильно торопиться менять законодательство только потому, что этого требуют СМИ», — говорит Байба Витолиня.

Министр экономики думает иначе. Изменения в законе необходимы срочно, и в ближайшее время они будут представлены в Кабинет министров.